Техническая возможность - понимание

Техническая возможность - понимание
1494832020

          В общем значении данный термин допустимо понимать, как наличие набора критериев (разрешенных, критических, допустимых и т.п.) при соблюдении которых возможен исход сложившейся ситуации.
          В автотехнических исследованиях понятие «техническая возможность» применяется при установлении наличия или отсутствия у водителя возможности предотвратить столкновение (наезд) на препятствие исходя из сложившегося набора технических показателей, таких как:
- погодные условия (дождь, ветер; снег, туман…);
- дорожное покрытие (асфальт, грунтовая дорога, наледь, снежный накат…);
- скоростной режим движения (транспортных средств, пешеходов, животных);
- вещная обстановка на местности (наличие насаждений, заборов, ограждающих конструкций, зданий, сооружений…);
- обстоятельства, предшествующие развитию аварийной ситуации (наличие внешних факторов, спровоцировавших развитие аварийной ситуации).
- и т.п.
          Так погодные условия, вещная обстановка и внешние факторы влияют на скорость реакции водителя в сложившейся ситуации, дорожное покрытие оказывает влияние на коэффициент сцепления колес с опорной поверхностью, а вот возможное наличие ухудшений технического состояния транспортного средства не принимается во внимание, и при исследовании условно понимается как исправное (если не задано иное). Обусловлено это тем, что в соответствии с ПДД РФ водитель при эксплуатации обязан содержать транспортное средство в исправном состоянии, соответственно при эксплуатации неисправного автомобиля водитель возлагает вину на свои плечи. То же самое касается параметров скоростного режима транспортного средства и в целом физического состояния водителя. При выборе скоростного режима при исследовании принимается значение скорости максимально разрешенной на рассматриваемом отрезке пути, например: в черте города – 60 км/ч; вне населенного пункта – 90 км/ч; при наличии знаков ограничения – значение ограниченной скорости. Таким образом, полученные при исследовании данные, отражают параметры, значения которых выше/ниже должных при сложившейся ситуации. Сравнение данных параметров дает выводы о наличии или отсутствии технической возможности избежания водителем столкновения.

Для примера рассмотрим ситуацию:
В черте города при движении по прямолинейному участку сухой асфальтовой дороги у водителя возникла необходимость вынужденной остановки (не вдаемся в причины). Он остановился по среди проезжей части, включил аварийную сигнализацию, заглушил двигатель, вышел из автомобиля с намерением выставить аварийный знак, но не успел. Через 5 секунд после остановки с задней частью автомобиля совершает столкновение другой автомобиль, сопровождающееся «визгом» от торможения. Тормозной след от колес составил 25 метров.
Вопрос: имел ли водитель второго автомобиля техническую возможность избежать столкновения?

В первую очередь для оценки ситуации произведем расчет скорости движения второго автомобиля перед торможением исходя из данных следов юза S ю = 25 метров:

авто
Данные расчеты показывают, что автомобиль до столкновения двигался с превышением скорости. Однако при дальнейшем определении технической возможности данный параметр не используется, а расчет базируется на значении допустимой скорости 60 км/ч.

Определяем остановочный путь автомобиля, т.е. расстояние необходимое для полной его остановки:

авто

Т.е при движении со скоростью 60 км/ч остановочный путь составит 35,66 метра.

Следующим этапом определяем удаленность второго автомобиля на момент совершения остановки первым водителем, т.е. от момента образования препятствия для второго автомобиля:

Таким образом полученное значение дает нам представление о том, что в момент совершения остановки первым водителем, следовавший за ним автомобиль находился на удалении не менее 83 метров. Учитывая, что для остановки второму автомобилю требуется 35,66 метров, что в значительной степени достаточно для совершения маневра, следует вывод: водитель второго автомобиля имел техническую возможность избежать столкновения.

          Немного изменим условие в примере: «…остановился по среди проезжей части, включил аварийную сигнализацию, заглушил двигатель. Через 2 секунды после остановки с задней частью автомобиля совершает столкновение другой автомобиль, сопровождающееся «визгом» от торможения. Тормозной след от колес составил 25 метров.»

          Порядок расчета тот же, но учитывая изменившееся время до столкновения, следует, что второй автомобиль при соблюдении скоростного режима в 60 км/ч находился бы на удалении = 33,2 метра, которое меньше значения необходимого остановочного пути 35,66 метров.
Данное обстоятельство кардинально меняет выводы, при которых водитель второго автомобиля не имел технической возможности избежать столкновения, при этом нарушение им скоростного режима движения не находится в причинно-следственной связи с столкновением, но усугубили его последствия, причинив более тяжкий урон.