Исследования обстоятельств ДТП

          Под обстоятельствами происшествия (ДТП) понимается перечень, подлежащих установлению факторов, способствовавших его развитию, это – место, время, причины, действия, степень (мера), условия.
          Эксперт в ходе исследования заявленных обстоятельств ДТП способен дать ответы, которые характеризуют или способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия, а именно расписать механизм столкновения на стадиях сближение-контакт-разлет транспортных средств. С помощью данного вида экспертизы можно рассчитать, определить или установить:
     • скорость транспортных средств на различных этапах их движения;
     • факторы, послужившие причинами изменения направления движения ТС;
     • время движения на определенных участках дороги;
     • взаимное расположение ТС относительно друг друга, проезжей части, а также вещной обстановки при необходимости.
          Исследование обстоятельств ДТП непосредственно и полно сопряжено с транспортно-трасологическим исследованием. В случаях, когда в распоряжение эксперта попадают материалы с подробным и полным изложением обстоятельств происшествия, проведение исследования по вопросам, раскрывающим механизм столкновения не представляет трудностей. Но довольно часто в практике эксперту/специалисту представляется малая часть обстоятельств ДТП, с которой ему приходится проводить исследование, а в случаях более сложных дел с очевидцами, объяснения увиденного которых за частую противоречивы, данные по обстоятельствам способствуют много вариативному исходу рассматриваемого события ДТП. В этом случае основным источником информации раскрывающий обстоятельства являются непосредственно объекты исследования – повреждения на транспортных средствах, исследование которых раскрывает информацию:
     • о направлении силового воздействия;
     • о взаимном расположении транспортных средств в момент контакта;
     • о скорости, которой обладали автомобиля в момент столкновения;
     • ... и иные обстоятельства, имеющие значение для исследования. 

Эксперт/специалист с технической точки зрения проверяет достоверность показаний всех участников ДТП, исследует и анализирует причинно-следственные связи между их действиями или же бездействиями с наступившим событием.

Вопросы, которые ставят эксперту/специалисту:

- какими пунктами Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) должны были руководствоваться те или иные участники сложившейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС);
- действия каких водителей не соответствуют требованиям ПДД РФ;
- определить наличие технической возможности избежания столкновения того или иного участника происшествия;
- ...

ПРИМЕРЫ РАБОТ

Задача: определить механизм столкновения транспортных средств.
Дано: два автомобиля Lend Rover и ВАЗ 2112 совершили между собой незначительное столкновение в попутном направлении, спустя непродолжительный период времени с ними производят столкновение автомобили Toyota Avensis и ВАЗ 2110, собирая всех «в кучу» нанося значительные повреждения. Противоречивость показаний водителей Toyota и ВАЗ 2110 заключаются в моменте столкновения между ними. По словам первого столкновение произошло от удара в заднюю часть, вследствие чего он совершил наезд на впереди стоящие автомобили. По словам второго – водитель автомобиля Тойота применил экстренное торможение, произвел столкновение с впереди стоящими автомобилями, при этом на его автомобиле стоп сигналы на фонарях не сработали, в связи с чем у него (водителя автомобиля ВАЗ 2110) отсутствовала техническая возможность избежать столкновения в заднюю часть автомобиля Toyota.
Исследование данного ДТП усложнилось тем фактором, что водитель автомобиля Toyota после столкновения изменил место конечного положения, проехав вперед освободив правую полосу проезжей части для проезда транспорта. Поступок «джентельменский», но привел его к обвинительному результату в ДТП.

дтп

          После проведения исследования зон контактно-следового воздействия всех автомобилей, их характера следообразования были определены исходные параметры для реконструкции ДТП. Для полного и всестороннего исследования реконструкция ДТП с определением механизма столкновения проведена как по показаниям водителя автомобиля ВАЗ 2110, так и по показаниям водителя автомобиля Toyota.
          Так первый вариант развития ДТП по показаниям водителя ВАЗ 2110, по которым автомобиль Toyota совершает первичное столкновение с впереди стоящими автомобилями (Снимок 1), а его автомобиль совершает вторичное столкновение (Снимок 2) в заднюю часть, как следствие технической невозможности избежания столкновения:

дтп

          Исследовав данные показания участника, проявляются важные обстоятельства:
1. зоны повреждений у автомобиля ВАЗ 2110 и автомобиля Toyota не соответствуют зонам повреждений, полученных при рассматриваемом ДТП. Данное обстоятельство вызвано тем фактом, что, совершая первичное столкновение автомобиль Toyota претерпевает эксцентричное перемещение, т.е. его начинает «закручивать» против часовой стрелки, тем самым смещая вправо и уводя из-под удара от последующего столкновения автомобиля ВАЗ 2110 заднюю часть.
2. конечное расположение автомобилей не соответствует их расположению на месте произошедшего ДТП – в частности водитель автомобиля Toyota не выезжает на соседнюю полосу движения и более того не имеет технической возможности беспрепятственно совершить маневр по изменению конечного положения.
3. рассмотренный порядок столкновения автомобилей влечет за собой двойное столкновение автомобиля Toyota с впереди стоящим автомобилем ВАЗ 2112, первый – от непосредственного наезда (столкновения), второй – от вызванного перемещения вперед от удара (столкновения) в заднюю часть автомобилем ВАЗ 2110. Двойное столкновение влечет за собой наложение следовых контактов друг на друга, так как положение автомобиля между столкновениями изменяется. При исследовании зоны контактно-следового воздействия автомобиля Toyota – данное обстоятельство не нашло подтверждения, т.е. наложения следообразований в зоне повреждений нет.

          Второй вариант развития ДТП по показаниям водителя Toyota, по которым автомобиль ВАЗ 2110 совершает первичное столкновение в заднюю часть его автомобиля (Снимок 4, 5), после чего его автомобиль совершает вторичное столкновение (Снимок 6, 7) в заднюю часть автомобиля ВАЗ 2112:

дтп

          Комментарии к проведенному исследованию, думаю излишни. Так показания участника, раскрывают следующие обстоятельства:
1. зоны контактно-следовых воздействий полностью соответствуют зонам повреждений на всех автомобилях;
2. конечные положения автомобилей соответствуют положениям, зафиксированным на месте ДТП;
3. характер следообразований на автомобилях соответствует механизму развития столкновений.